Как обосновать НМЦК

Расчет начальной (максимальной) цены контракта проводится во время планирования госзакупки на основании ФЗ №44 статьи 16. Формирование план-графиков приобретения работ, услуг или товаров невозможно без учета требований, предъявляемых к объекту заказчиком, рекомендаций Минэкономразвития РФ от 02.10.2013 №567 и отдельных положений федерального законодательства. Приведем общие характеристики методов расчетов НМЦК и их особенностей.

Основные методы обоснования НМЦК

Проведение расчётов стоимости контракта должно подкрепляется справочной информацией и нормативными документами. Вычисления проводятся поэтапно:

  • определение необходимых услуг, товаров, работ;
  • проведение первичного анализа рынка и требований федеральных, локальных нормативных актов;
  • выбор методологии расчета НМЦК.

Основываясь на части 2 статьи 22 ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок..”, в качестве приоритетного метода рекомендуется использовать метод сопоставления рыночных цен. Также допускается использование нормативного, тарифного, затратного или проектно-сметного метода. 

Метод сопоставления рыночных цен

Суть метода сопоставления рыночных цен - прогноз стоимости закупки, основываясь на рыночных ценах идентичных товаров. В случае отсутствия идентичных товаров, используются цены однородных товаров. В чём различия данных групп?

В группу идентичных товаров попадают товары с одинаковыми характеристиками, габаритами, страной производства и, соответственно, производителем. Но допускаются небольшие отличия во внешнем виде. В качестве примера рассмотрим письменные столы. Имея одинаковую высоту, ширину, длину, а также выпущенные в России одним производителем, столы относятся к группе идентичных товаров. Цветом, при этом, можно пренебречь. Неважно, какого цвета будут столы - венге или дуб сонома, они попадают в категорию идентичных товаров.

С однородными товарами ситуация схожая, но с некоторыми отличиями. Это товары, имеющие сопоставимые характеристики и их можно использовать для тех же задач. Материалы и компоненты допускаются аналогичные, но страна-производитель должна быть одинакова. Производители, при этом, могут различаться. Возвращаясь к примеру с письменными столами - столы от двух разных российских производителей, различаясь только материалом (ЛДСП и ДСП), но при этом имея схожие характеристики, можно отнести к однородным товарам.

Другой фактор, который нужно учитывать - цены, они не должны сильно разниться между собой. Определяя стоимость закупки, необходимо изучить не менее трёх предложений от разных поставщиков (или же пять завершённых контрактов). А коэффициент вариации не должен быть выше 33%.

Для определения НМЦК предлагается использовать следующую формулу:

Несмотря на то, что метод анализа рынка является приоритетным, в некоторых ситуациях его использование невозможно. В этом случае, применяется один из оставшихся методов.

Нормативный метод

Используют, когда на закупаемый услугу, работу или товар установлены нормы потребления и максимальная стоимость. Ограничение стоимости необходимо для предотвращения закупок предметов роскоши госзаказчиками. Расчёт производится по следующей формуле:

Тарифный метод

Данным методом можно воспользоваться, если закупаемые услуги и работы регулируются государством. Как правило, это следующие услуги:

  • электро- и теплоэнергия
  • газоснабжение
  • водоотведение и водоснабжение
  • перевозка грузов и пассажиров

При закупке подобных работ или услуг, для обоснования НМЦК используются тарифы, которые устанавливает и регулирует государство.

Проектно-сметный

Этот способ определения применяется в строительной сфере, при закупке следующих работ:

  • строительство
  • реконструкция
  • кап. ремонт
  • сохранение памятников культуры

Расчёт НМЦК, заключаемого с единственным подрядчиком производится, учитывая сметную стоимость работ. Для расчёта цен на работы используют утверждённые методики.

Затратный метод

Затратный метод используется, когда нет возможности использования остальных методов обоснования НМЦК. В качестве определения НМЦК используется сумма произведенных затрат и обычной для данной сферы прибыли.

Самая частая ситуация использования данного метода - индивидуальные заказы на неконкурентном рынке (научно-исследовательские, конструкторские работы).

Как определить способ расчета НМЦК?

Сперва нужно узнать характеристики товаров, услуг, работ, которые требуются заказчику и их специфику. Проводим анализ возможности применения рыночного метода, как самого распространенного. Анализируем возможность использования не только цен на предмет закупки размещенных в открытом доступе, но и посредством прямого запроса у поставщиков или отправки запроса в ЕИС.

Базово учитываем:

  • наличие коммерческих предложений и их количество,
  • распространенность товаров, услуг с требуемыми характеристиками,
  • сроки предоставления товаров, услуг, срочность закупа для заказчика,
  • ограничения, предъявляемые ФЗ№44 к предмету или способу проведения закупки,
  • возможность обоснования выбранного метода с помощью источников с общедоступной информацией или с помощью информации полученной от производителя, поставщика.

Расчёты и их обоснование проводится строго в соответствии с Рекомендациями Минэкономразвития.

Об ответственности должностных лиц

Нарушения, допущенные при обосновании НМЦК, согласно статье 7.29.3 КоАП РФ влекут наложение штрафа до 10 тысяч рублей и могут классифицироваться в рамках ФЗ No44 статьи 107 пункта 1, что повлечет привлечение ответственного лица к административной, дисциплинарной или уголовной ответственности.