1. Общие положения по организации внутренней конкуренции в проектном институте
1.1. Конкуренция — состязательность хозяйствующих субъектов, при которой их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможности каждого из них воздействовать на общие условия обращения продукции на данном рынке и стимулируют производство тех товаров (продукции), которые требуются потребителю.
Конкуренция в рыночных условиях хозяйствования является формой существования предприятий, организаций и отдельных работников.
Общим принципом (условием) возникновения конкуренции является превышение предложения над спросом: превышение мощностей проектного института (его подразделений и специалистов) над потребностями заказчиков в разработке проектной продукции (услуг).
1.2. Наличие конкуренции между работниками внутри проектного института означает, что созданы такие организационные, экономические и социальные условия, которые позволяют директору института, управляющему проектом (ГИПу, ГАПу) и начальнику основного проектного отдела (мастерской) принимать решения о том, кому поручить выполнение работы, за какую цену и в какие сроки на конкурсной основе, т.е. в момент принятия решения претендентов на получение работы должно быть больше чем один. Только в этом случае можно рассчитывать на быструю адаптацию к условиям рынка.
1.3. На состояние конкурентной борьбы внутри проектного института оказывают влияние множество факторов, существенными из которых являются следующие (см. рисунок):
влияние проектных организаций-конкурентов;
влияние заказчиков проектной продукции (услуг);
влияние поставщиков ресурсов;
влияние новых видов проектной продукции.
Учет указанных факторов определяет выбор методов организации внутренней конкуренции.
|
|
Проектные организации-конкуренты |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Угроза появления новых конкурентов |
|
|
|
|
|
|
|
Поставщики материалов и услуг для выполнения проектных работ |
Угроза повышения цен, снижения качества продукции |
Конкурентная среда в проектном институте:
конкуренция между проектными подразделениями и работниками |
Угроза понижения цен, ориентация на продукцию конкурентов |
Заказчики проектной продукции |
|
|
|
|
|
|
|
Угроза появления продукции, заменяющей традиционную |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Продукция, выполняющая те же функции лучше традиционной проектной документации |
|
|
Внешние воздействия, усиливающие конкурентный «тонус» проектной организации
1.4. Важнейшими мероприятиями, с помощью которых руководство проектного института может оказать воздействие на формирование внутренней конкуренции, являются:
увеличение числа производителей проектной продукции, в том числе содержание части временно незанятых работников;
разделение существующих производственных подразделений, выделение групп специалистов в самостоятельных участников конкуренции (временные трудовые коллективы);
использование возможности привлечения специалистов, не состоящих в штате проектной организации.
Наверх